понедельник, 28 февраля 2011 г.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ РАЗРЫВА ПОЕЗДОВ


Разрывы поездов могут быть следствием действия различных причин. Необходимо, однако, выделить те из них, которые зависят от действий локомотивных бригад. Обычно разрывы поездов по вине машинистов локомотивов происходят:



при трогании поезда с места вследствие неплавного, слишком быстрого наращивания силы тяги, особенно при наличии заторможенных вагонов в поезде;

при следовании по перегону вследствие неплавного ведения поезда без учета особенностей профиля пути, что вызывает появление оттяжек и набеганий вагонов в поезде;

при трогании после остановки поезда на станции или на перегоне в случае недостаточной выдержки времени от начала отпуска тормозов до приведения поезда в движение.

Машинист должен помнить, что в длинносоставном поезде за счет зазоров в клиньях автосцепок, фрикционных аппаратах головная часть поезда до приведения в движение хвостового вагона проходит путь 10-15 м. В случае быстрого набора позиций контроллера, т. е. резкого увеличения силы тяги локомотива, кинетическая энергия массы его головной части быстро нарастает и может произойти резкий рывок, что приводит к большим динамическим нагрузкам на автосцепку, которые зачастую превышают расчетную нагрузку, вследствие чего автосцепка разрушается. Чтобы не допустить обрыва автосцепки при трогании поезда с места, необходимо увеличивать силу тяги плавно.

Перед троганием поезда с места его следует сжать, одновременно подавая песок под колеса локомотива. Как правило, в этом случае локомотив проходит 5- 8 м.

После установки рукоятки контроллера на нулевую позицию реверсивную рукоятку переводят в положение "Вперед", рукоятку
контроллера - в положение I, а затем через 3-4 с в положения II и III. Постепенно растягивая поезд, непрерывно подают песок под колесные пары. На 4-5-ю позиции контроллера необходимо переходить, чтобы предупредить замедление движения, которое свидетельствует о том, что весь поезд натянут. Дальнейший разгон поезда до первого по ходу стрелочного перевода выполняют, плавно увеличивая ток до 400-500 А. Перед стрелками, чтобы исключить боксование, необходимо уменьшить ток до 300 А и прекратить ручную подачу песка.

Трогание с места длинносоставных поездов усложняется из-за больших утечек в них и, как следствие этого, ухудшения работы воздухораспределителей в хвостовой части поезда. Чтобы не допустить остановки поезда на стрелках и пережога контактного провода при трогании с места, рекомендуется приводить поезд в движение не раньше чем через 5 мин после отпуска тормозов.

К обрыву длинносоставных поездов может привести отпуск тормозов повышением давления в положении I ручки крана машиниста лишь до 5,5-5,8 кгс/см2, особенно в случае применения тормозов на уклоне. Объясняется это следующим. Повышение давления на 1 кгс/см2 в уравнительном резервуаре происходит за 5- 8 с. Следовательно, после снижения давления на 0,7 кгс/см2 и последующего перевода ручки крана машиниста в положение I на 5-8 с для отпуска тормозов давление в уравнительном резервуаре повысится до 5,8 кгс/см2. Скорость распространения отпускной волны в положении I ручки крана машиниста приблизительно составляет 70 м/с, поэтому за 5- 8 с она распространится на расстояние 350-560 м. После перевода ручки в положение II скорость распространения тормозной волны снизится приблизительно в 2 раза. Поэтому при средней длине длинносоставного поезда 1 км, на оставшиеся 500 м отпускная волна распространится в зависимости от давления в главных резервуарах и плотности тормозной магистрали за 20-25 с.

Если поезд находится на площадке или уклоне, отпуск тормозов его головной части произойдет на 30 с раньше, чем хвостовой части. Следовательно, хвостовая часть будет продолжать двигаться с замедлением, скорость головной части станет постоянной и в определенный момент это вызовет резкую оттяжку, приводящую к большим динамическим нагрузкам на автосцепке. Эти нагрузки могут повысить допустимые по условиям прочности автосцепок, что и вызовет их разрушение. Вот почему необходимо после ступени торможения ручку крана машиниста № 394 выдерживать в положении I в течение 15 с, что приведет к зарядке уравнительного резервуара до давления 6,5-7 кгс/см2. В этом случае разница между началом отпуска тормоза головного и хвостового вагонов составит приблизительно 15 с. Так как у головных вагонов отпуск тормозов начинается раньше, но протекает медленнее, а у хвостовых вагонов начинается позже, но протекает быстрее, то практически отпуск тормозов произойдет почти одновременно по всему поезду.
Обрыв длинносоставного поезда возможен из-за неисправности тормоза одного из вагонов в хвостовой части поезда. После ступени торможения и установки ручки крана машиниста в положение IV через 20-25 с происходит резкий рывок; особенно часто это происходит в составе с цистернами. Причина такого явления - срабатывание одного из воздухораспределителей во второй половине поезда на дополнительную непрекращающуюся разрядку тормозной магистрали. Кроме того, причиной может быть обрыв подводящей трубки к тормозному цилиндру, пропуск манжеты тормозного цилиндра. В хвостовой части поезда у вагонов, расположенных за воздухораспределителем, работающим на "дутье", произойдет более глубокая ступень торможения. Из-за разницы в скоростях головной и хвостовой частей поезда возникнет-сильный рывок, который может привести к обрыву автосцепки. Если же машинист почувствовал оттяжку при первом же торможении, то в дальнейшем, применяя пневматические тормоза в таком поезде, ступень разрядки тормозной магистрали необходимо делать не менее 1кгс/см2.

Очень важно при ведении поезда учитывать время,необходимое на отпуск тормозов. Если не убедиться в полном отпуске тормозов и включить тяговые двигатели, может произойти обрыв поезда.

Независимо от Желания машиниста при торможении в поезде возникают значительные продольные динамические реакции. Этому есть объяснение. После ступени торможения в головной части поезда тормоза приходят в действие несколько раньше, чем в хвостовой, и это вызывает набегание вагонов на головную часть. При отпуске тормоза завышением давления в тормозной магистрали воздухораспределители отпускают в голове поезда раньше, чем в хвосте, и если машинист не сожмет с помощью прямодействующего тормоза локомотива головную часть или произведет отпуск тормоза локомотива, это обязательно приведет к сильной оттяжке и, как следствие^ обрыву поезда.

Вот почему важно помнить, что для предотвращения обрыва длинносоставного поезда необходимо следующее:

1. Отрегулировать давление в тормозной магистрали на 5,5 кгс/см2. Перед применением автоматических тормозов плавно сжать поезд, подняв давление в тормозных цилиндрах локомотива краном вспомогательного тормоза № 254 на 1,0-1,2 кгс/см2, что соответствует положению III ручки крана.

2. Отпуск тормозов в длинносоставных поездах после регулировочного торможения и снижения скорости на нужную величину производить во всех случаях, повышая давление до 6,2-6,5 кгс/см2, и если возможно, при максимальном давлении в главных резервуарах.

3. Не допускать поспешного отпуска тормоза локомотива краном № 254, не убедившись в полном отпуске автоматических тормозов по характерному подталкиванию, а также по прекращению снижения
скорости, наблюдаемому по скоростемеру. Это особенно опасно, когда вследствие замедленного отпуска скорость приближается к нулю, и чтобы этого не допустить, машинист пытается раньше времени включить тяговые двигатели. Только убедившись, что произошел отпуск тормозов поезда, следует ступенями по 0,2 кгс/см2 произвести отпуск тормоза локомотива краном № 254.

4. При скорости ниже 20 км/ч отпускать автоматические тормоза только после остановки.

5. Переходить в режим тяги после торможения плавно, предполагая, что есть еще воздухораспределители, не полностью отпустившие.

Как показала практика, обрыв поезда может произойти не только при традиционном способе вождения, но и в случае применения кратной тяги с расположением локомотивов в голове и хвосте состава.

Ошибочным является мнение, что о ведении поезда в таком случае должен заботиться лишь машинист головного локомотива, а машинисту локомотива, находящегося в хвосте поезда, отводится роль исполнителя команд. Исходя из этого некоторые машинисты головных локомотивов довольно часто дают команды машинисту хвостового локомотива об отключении тяговых двигателей, не задумываясь о профиле пути, на котором в момент подачи команды находится поезд, и о последствиях, к которым это может привести. Локомотивные бригады, не почувствовав толчков, не подозревают, что в поезде возникают реакции на сжатие и растяжение, которые могут превысить 200 тс. А в поезде могут быть автосцепки с заваренными трещинами, повреждениями, возникшими после сцепления в подгорочных парках. Все это, как правило, приводит к обрыву поезда.

Для того чтобы этого не произошло, хвостовой локомотив должен постоянно сжимать поезд и следовать в тяговом режиме. Тяговые двигатели можно выключить только, получив команду "Тормозить", и плавно включить сразу после отпуска тормозов.

Увеличивать или уменьшать силу тяги необходимо плавно как на головном, так и на хвостовом локомотивах, так как резкий сброс или набор позиций приведет к опасным динамическим силам в поезде.

При трогании с места нельзя допускать боксования колесных пар хвостового локомотива и резкого уменьшения или полного сброса силы тяги. Еще более опасен момент, когда машинист хвостового локомотива пытается "растянуть" состав, а машинист головного в это время наращивает силу тяги. В этом случае обрыв неизбежен, так как вес хвостового локомотива становится дополнительным фактором, способствующим появлению предельных нагрузок на автосцепке.

После применения ступени торможения машинисты головного и хвостового локомотивов отпуск тормозов должны производить одновременно, согласовывая друг с другом свои действия.

Недопустимо применение экстренного торможения на хвостовом локомотиве при неотключенных тяговых двигателях на головном.

Комментариев нет:

Отправить комментарий