При маневровой и вывозной работе широко используется обслуживание тепловозов одним машинистом. Это усложняет работу машиниста, одновременно повышаются требования к техническому состоянию тепловоза и обслуживающему персоналу.
Модернизация локомотива. Тепловозы, которые обслуживает один машинист, должны быть технически исправными и оборудованы дополнительными устройствами, облегчающими работу машиниста и способствующими обеспечению безопасности движения поездов и производству маневровой работы.
К таким дополнительным устройствам относятся вспомогательные пульты управления, установленные с правой и левой стороны кабины. Эти пульты позволяют дистанционно через контроллер воздействовать на работу дизель-генераторной установки, производить реверсирование тепловоза, обеспечивать подачу песка под колесные пары, производить аварийную остановку. Применяются также устройства, позволяющие из кабины производить отцепку тепловоза от вагонов, кроме того, сигнализация о месте расположения машиниста в кабине.
С левой стороны кабины устанавливаются дополнительная рукоятка бдительности и дополнительные устройства, обеспечивающие двустороннюю радиосвязь с дежурным по станции и руководителем маневров (составителем), зеркала левого обзора и кран вспомогательного тормоза № 254 с манометром, контролирующим давление в тормозных цилиндрах. Воздухораспределитель маневровых тепловозов включается на груженый режим работы.
Принимая тепловоз, машинист проверяет работу всех этих устройств, убеждается в их исправности.
Особенности управления локомотивом. При производстве маневров машинист управляет тепловозом с той стороны кабины, с которой обеспечивается лучшая видимость сигналов и пути. Конкретный порядок производства маневровой работы при обслуживании теплово-за одним машинистом регламентируется ТРА станций и местными инструкциями.
Как показала практика, машинист, находясь с правой стороны кабины, при наличии пультов дистанционного управления управляет тепловозом все же непосредственно с помощью контроллера. Если же по условиям работы машинисту необходимо находиться с левой стороны кабины, управление тепловозом он производит, пользуясь вспомогательным пультом.
Смена сторон управления производится в местах, определяемых ТРА станций, местными инструкциями или по предварительному согласованию с руководителем маневров.
Перейдя на другую сторону кабины, машинист нажимает специальную кнопку, и на верхней части кабины загорается соответствующая сигнальная лампа.
Для подготовки тепловоза к движению при управлении со вспомогательного пульта машинист кратковременно наклоняет тумблер "Вперед - назад" в сторону требуемого направления движения и отпускает его, тумблер возвращается в нейтральное положение. В момент когда тумблер наклонен, происходит разворот в соответствующее положение реверсивного вала контроллера и реверсора.
Тепловоз в движение машинист приводит после получения сигнала (команды) от руководителя маневров, убедившись в разрешающем показании маневрового светофора, отсутствии препятствий с правой и левой стороны, после подачи соответствующего звукового сигнала. Трогание производится кратковременным наклонением тумблера "Больше - меньше" в сторону "Больше", в результате чего главная рукоятка контроллера переместится на 1-ю позицию. Дальнейший перевод рукоятки контроллера и увеличение мощности машинист может произвести только после возврата тумблера в нейтральное положение и установки главной рукоятки контроллера на позиции.
В зависимости от условий и производимых маневровых передвижений наклон тумблера "Больше - меньше" для увеличения мощности тепловоза машинист производит с необходимыми интервалами. При маневровой работе на вытяжках, где в сравнительно небольшое время необходимо развить определенную мощность тепловоза для разгона вагонов, машинист повторно кратковременно наклоняет тумблер и возвращает его каждый раз в нейтральное положение в момент перевода главной рукояггки контроллера с одной позиции на другую. Число наклонов тумблера будет соответствовать номеру позиции главной рукояггки контроллера. Для предотвращения боксования машинист, нажимая кнопку "Песок" на вспомогательном пульте или педаль, подает песок под колесные пары.
Для уменьшения мощности тепловоза машинист наклоняет тумблер "Больше - меньше" в сторону "Меньше" и возвращает его в нейтральное положение, при этом главная рукояггка контроллера перемещается на следующую низшую позицию.
При работе на вытяжках, когда после разгона вагонов необходимо быстро отключить тяговые двигатели, машинист нажимает кнопку "Автоматический сброс" на вспомогательном пульте управления и главная рукоятка контроллера с любой рабочей позиции автоматически быстро возвращается на позицию 0.
Для изменения скорости движения или остановки тепловоза машинист устанавливает ручку крана № 254, расположенного с левой стороны кабины, в одно из тормозных положений. Контроль за давлением в тормозных цилиндрах осуществляется по манометру, находящемуся с левой стороны кабины.
Приводить в действие электропневматические тормоза со вспомогательного пульта при производстве маневровой работы не рекомендуется, так как при этом не обеспечивается достаточная управляемость вспомогательным тормозом.
Перед троганием тепловоза и при нахождении маневрового светофора с левой стороны в непосредственной близости от тепловоза маишнист, перейдя на левую сторону, убеждается в его разрешающем показании, а также в отсутствии препятствий для движения.
При производстве маневровых передвижений машинист, находясь за основным пультом управления с правой стороны, наблюдает за сигналами, убеждается в правильности приготовления маршрута и свободности пути как через лобовое стекло кабины, так и через зеркало левого обзора. В случаях движения вагонами вперед руководитель маневров должен информировать машиниста о своем местонахождении, показании попутных маневровых светофоров и свободности пути.
Особенности вождения передаточных и вывозных поездов без помощника машиниста. При обслуживании вывозного или передаточного поезда машинист после прицепки локомотива к составу соединяет воздушные рукава и открывает концевые краны между тепловозом и первым вагоном, проверяет сцепление и после зарядки тормозной сети поезда производит опробование автоматических тормозов. После вручения документов он заносит данные о составе в маршрут, знакомится со справкой о тормозах формы ВУ-45, предупреждением и, если поезд отправляется при запрещающем показании выходного (маршрутного) светофора, с документом на право занятия перегона.
После открытия выходного сигнала машинист убеждается в его разрешающем показании, а при отправлении по письменному разрешению получает дополнительное указание дежурного по станции о возможности отправления поезда и приводит тепловоз в движение.
Управление тепловозом при ведении вывозного или передаточного поезда осуществляется с основного пульта управления. Контроль свободности пути и правильности приготовления маршрута в кривых участках пути, а также наблюдение за подаваемыми работниками станции сигналами с левой стороны производят через зеркала левого обзора.
При возникновении во время движения аварийных и экстремаль-
ных ситуаций, угрожающих безопасности движения, машинист принимает все меры для экстренной остановки поезда, выключает дизель нажатием кнопки "Аварийная остановка" на вспомогательном пульте управления и затем переводит ручку крана № 394 в положение VI, а главную рукояггку контроллера на позицию 0.
В случае использования маневрового тепловоза для вывозной и передаточной работы вместо помощника машиниста можно использовать специально обученного составителя или его помощника. Конкретный порядок работы таких тепловозов отражается в ТРА станции и местных инструкциях.
В технически исправном состоянии дизель-генераторной установки, вспомогательного оборудования и экипажной части, в производстве ТО-1 машинист убеждается во время смены. Сдающий машинист заблаговременно подготавливает тепловоз. При необходимости возникшие неисправности устраняют совместно сдающий и принимающий машинисты. Порядок производства ТО-1 и ТО-2, график выполнения работ по техническому обслуживанию узлов тепловозов, обслуживаемых одним машинистом, должны быть отражены в местных инструкциях в зависимости от технических возможностей депо и интенсивности эксплуатации тепловозов.
При приемке локомотива, его обслуживании и производстве маневровой работы машинист должен соблюдать и выполнять все требования различных правил и инструкции по технике безопасности при эксплуатации тепловозов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий