понедельник, 28 февраля 2011 г.

ОХРАНА ТРУДА ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД


Тесно связана с безопасностью движения охрана труда локомотивных бригад. При эксплуатации тягового подвижного состава принимают меры по защите работающих и окружающей среды от воздействия опасных и вредных факторов. Кроме того, локомотивная бригада должна знать и неукоснительно соблюдать требования инструкций по охране труда.



К работе машинистом и его помощником могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие профессиональный отбор и медицинское освидетельствование и выдержавшие экзамен по Правилам технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР и прошедшие обучение, инструктаж, стажировку, проверку знаний по охране труда.

В процессе движения поезда необходимо внимательно следить за состоянием пути и контактной сети, встречных поездов. При обнаружении посторонних предметов и груза, выходящего за габарит, искрения буксовых подшипников или какого-либо другого повреждения на одном из встречных поездов об этом следует немедленно сообщить машинисту встречного поезда, а также дежурному по ближайшей станции.

Чтобы избежать возможного травмирования грузом, выходящим за пределы габарита, или деталями подвижного состава встречного поезда, при его приближении помощник машиниста должен встать со своего места и отойти к середине кабины. Во время движения нельзя высовываться из окон кабины за пределы ветрового стекла, а также из дверей кабины, за исключением случаев отправления моторвагонного подвижного состава со станции или платформы. Недопустимо также находиться на подножках или других наружных частях локомотива, осматривать и смазывать его движущиеся части, исправлять какие-либо повреждения или производить уборку.

Машинист и его помощник могут сходить с тягового подвижного состава лишь после полной остановки поезда, держась обеими руками за поручни и находясь лицом к кузову; предварительно внимательно осматривают место остановки. В темное время локомотивной бригаде рекомендуется осветить место остановки и убедиться в безопасности выхода.

При встречном движении поездов по смежным путям на перегонах и станциях в темное время обязательно переключают прожектор в положение "Тусклый свет", чтобы не ослеплять локомотивную бригаду встречного поезда. Проследовав головную часть встречного поезда, переключают прожектор в положение "Яркий свет" для осмотра этого поезда.

При скрещении поездов на станции на остановившемся поездепрожектор выключают, а на движущемся оставляют в положении "Яркий свет". Для того чтобы не ослеплять рабочих, находящихся на путях, после прохода первой входной стрелки прожектор переключают в положение "Тусклый свет", а после проследования последней выходной стрелки его опять переключают на "Яркий свет". При встречном движении поездов по смежным путям на перегонах и станциях нельзя оставлять прожектор выключенным.

При маневровой работе локомотивная бригада обязана обеспечить безопасность маневров, точно и своевременно выполняя полученные задания, внимательно наблюдая за подаваемыми сигналами, слушая и выполняя распоряжения, передаваемые по радио и оповестительной парковой связи. Особенно внимательно следует следить за людьми, находящимися на путях, а также положением стрелок и подвижного состава.

Прожектор маневрового локомотива должен находиться в положении "Тусклый свет".

Проведение всех работ по соединению и разъединению пневматических рукавов, межвагонных, межлокомотивных и межсекционных цепей управления и отопления, по проверке сцепления автосцепок допускается только с личного разрешения машиниста; при этом тяговый подвижной состав должен быть предварительно заторможен, а токоприемники опущены.

Соединение и разъединение электрических межвагонных и межсекционных соединений проводят только при обесточенных цепях управления.

До выполнения осмотра и технического обслуживания тяговых двигателей, вспомогательных машин и электрических аппаратов, расположенных в высоковольтных камерах, шкафах, ящиках, за панелями пульта управления и легкосъемными (без применения инструмента) ограждениями, необходимо остановить локомотив или моторвагонный подвижной состав, привести в действие ручной тормоз и выполнить ряд операций, различающихся в зависимости от типа подвижного состава.

Необходимо отключить быстродействующий выключатель на электровозах постоянного тока или главный выключатель на электровозах переменного тока и опустить токоприемники, выключив соответствующие тумблеры на пульте управления. В том, что токоприемники опущены, следует убедиться визуально. Затем необходимо заблокировать кнопки блоков выключателей на пульте управления специальными ключами и снять их, а также снять реверсивную рукоятку с контроллера машиниста. Блокирующие ключи выключателей и реверсивная рукоятка находятся у лица, производящего осмотр или ремонт оборудования.

Необходимо также закрыть разобщительный кран, перекрыв доступ сжатого воздуха к клапану токоприемника. Кроме того, на электровозах ЧС постоянного тока отключают крышевые разъедините-
ли и убеждаются в том, что нож заземляющего разъединителя находится в положении "Заземлено". На электровозах переменного тока заземляющей штангой заземляют высоковольтный ввод, пользуясь диэлектрическими перчатками. Последняя операция выполняется машинистом совместно с помощником, один из них производит заземление под наблюдением другого. После этого разрешается входить в высоковольтную камеру, снимать ограждения, выполнять осмотр и ремонт, в течение которых двери и шторы ограждения высоковольтной камеры оставляют открытыми.

В этом случае, когда электровозы работают по системе многих единиц, приведенные требования распространяются на каждый из них.

На электропоездах до начала ремонта необходимо опустить все токоприемники и визуально убедиться в этом. Перевести из положения "Автомат" в положение "Ручное - вспомогательный компрессор" воздушные краны токоприемника моторного вагона той секции, которая подлежит осмотру или ремонту. Если имеются крышевые высоковольтные перемычки между вагонами, то эту операцию необходимо выполнить на всех моторных вагонах. Все кабины управления и шкафы запирают; ключи от них и реверсивная рукоятка находятся у лица, проводящего осмотр или ремонт.

Запрещается выполнять любые работы, связанные с выходом на крышу электроподвижного состава, без снятия напряжения с контактного провода данного пути и его заземления. Это распространяется также на тепловозы и дизель-поезда, работающие на электрифицированных участках.

Как показывает практика, почти все случаи электротравматизма связаны с нарушением изложенного порядка действий локомотивных бригад. Чаще всего такие ситуации возникают при попытке локомотивных бригад устранить неисправности в электрических цепях тягового подвижного состава как можно быстрее, чтобы не допустить сбоя в движении поездов. Именно в таких случаях спешка особенно опасна, любое нарушение требований техники безопасности может представлять серьезную угрозу жизни и безопасности машиниста и его помощника.

Нужно всегда помнить, что при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике можно выполнять крайне ограниченный перечень работ.

К числу таких работ относится замена перегоревших ламп в кабине машиниста, в кузове без захода в высоковольтную камеру и снятия ограждений, под кузовом электровоза, внутри вагонов электросекций при обесточенных цепях освещения; протирка стекол кабины внутри и снаружи, в лобовой части кузова без приближения к токоведупцш частям контактной сети не менее чем на 2 м; смена прожекторных ламп из кабины машиниста; замена предохранителей в предварительно Обесточенных цепях управления; осмотр тормозного оборудования и
проверка выхода штоков тормозных цилиндров. Последнюю операцию на электросекциях можно выполнять, не залезая под кузов, а на электровозах ЧС - только на смотровой канаве.

На электровозах, кроме того, дополнительно разрешается также обслуживать аппаратуру, находящуюся под напряжением 50 В постоянного тока, которая расположена вне высоковольтной камеры, вскрывать кожух и настраивать регулятор давления, проверять цепи электронной защиты под наблюдением мастера. Последнюю работу выполняют стоя на диэлектрическом коврике и в диэлектрических перчатках.

Разрешается также проверять подачу песка под колесные пары, обтирать нижнюю часть кузова, осматривать механическое оборудование и производить его крепление, не залезая под кузов, проверять давление в маслопроводе компрессора, регулировать предохранительные клапаны воздушной системы, убирать кабины тамбуров и проходы в машинном отделении. Любые другие работы при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике выполнять категорически запрещено.

Осмотр машинного отделения локомотивов помощником машиниста производится во время движения только с разрешения машиниста. При этом на электровозах переменного тока и серии ЧС машинист должен держать рукоятку контроллера на нулевой или ходовой позиции. Если возникает препятствие движению поезда и необходимость сброса позиций контроллера во время нахождения помощника машиниста в коридоре, для того чтобы уберечь его от травмирования, машинист тумблером отключает главный или быстродействующий выключатель.

При вождении пассажирских поездов локомотивные бригады электровозов, от которых осуществляется электрическое отопление вагонов, должны соблюдать дополнительные требования безопасности. Так, после соединения отопительной системы головного вагона с локомотивом и до момента расцепления ключ от штепсельных межвагонных соединений и ящиков с подвагонной электрической аппаратурой должен находиться у машиниста. При отсутствии ключа машинист не сможет включить отопление состава и привести поезд в движение. Перед отцепкой или прицепкой вагона с электрическим отоплением, осмотром ходовых частей вагонов поезда, разъединением и соединением отопительной системы состава с локомотивом машинист отключает вспомогательные машины, электрическую аппаратуру цепи отопления вагонов, быстродействующий или главный выключатель, опускает токоприемники и после этого передает ключ механику-бригадиру поезда.

Соединение отопительной системы поезда с цепями локомотива и разъединение прбизводят работники вагонного депо совместно с механиком-бригадиром в присутствии машиниста. Выпол-нив соединение, механик-бригадир передает ключ машинисту, в случае разрыва поезда в пути следования машинист немедленно снимает напряжение с цепей отопления поезда. F-сли сработали аппараты защиты отопительной системы поезда на локомотиве, повторное включение отопления допустимо только один раз. При повторном срабатывании защиты последующее включение недопустимо до выяснения и устранения механиком-бригадиром поезда причины, вызвавшей отключение защиты.

Каждый локомотив и каждую единицу моторвагонного подвижного состава обеспечивают в соответствии с технической документацией исправными блокирующими и ограждающими устройствами и другими средствами, к числу которых относятся заземления, защитные корпуса, защитные средства. Кроме того, широко применяют знаки безопасности труда. К ним относятся, например, надписи: "Не открывать при поднятом токоприемнике" - на дверях и съемных щитах высоковольтных камер, на ящиках электрических аппаратов и на стенках щитов измерительных приборов и др.; "Не подниматься на крышу без заземления контактного провода" - на крышках люков или около люков и лестниц, ведущих на крышу электроподвижного состава; "Не подниматься на крышу под контактным проводом" - у лестниц, ведущих на крышу тепловозов и дизель-поездов; "Запрещается пользоваться открытым огнем" - на крышках аккумуляторных ящиков; "Обтирка локомотива дизельным топливом запрещается" - на топливных баках тепловозов и дизель-поездов и др.

На каждом локомотиве имеются необходимые защитные средства: диэлектрические перчатки и ковры, штанги для заземления контактного провода и изолирующие штанги для отключения разъединителей тягэвнх двы aiелей на ЭПС; штанги для заземления первичной обмотки тягового трансформатора для ЭПС переменного тока; шумоизоли-рующие наушники на тепловозах и дизель-поездах; противогазы на тепловозах, оборудованных противопожарной установкой газового тушения.

Кроме того, каждая единица тягового подвижного состава должна иметь комплект противопожарного оборудования, сигнальных принадлежностей и инструмента, состояние которых проверяется при плановых ремонтах.

Локомотивные бригады обучают правилам пользования средствами пожаротушения и способам тушения пожаров. В случае возникновения пожара поезд останавливают и локомотивная бригада приступает к тушению пожара. Нельзя останавливать поезд на мостах, путепроводах, тоннелях и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и тушение пожара. Поезд должен быть закреплен и при необходимости расцеплен для того, чтобы изолировать горящий локомотив или вагоны. Порядок действий локомотивной бригады при возникновении пожара определяется типом и серией тягового подвижного состава, но общими п^я всех являются необходимость остановки и
закрепления поезда, отключение электрических машин и аппаратов, аккумуляторной батареи и тушение пожара всеми имеющимися средствами.

На электровозе при возникновении пожара переводят рукоятку контроллера в нулевое положение, выключают быстродействующий или главный выключатель, а также кнопки вспомогательных машин, опускают токоприемник, отключают аккумуляторную батарею. При этом необходимо убедиться, что токоприемники опустились и контактный провод, который может быть пережжен, не касается крышево-го оборудования или крыши.

Если токоприемник нельзя вывести из поднятого положения или оборванный контактный провод соприкасается с электровозом, допускается открыть двери высоковольтной камеры, чтобы включился заземляющий контактор.

При возникновении пожара на тепловозе или дизель-поезде рукоятку контроллера машиниста переводят в нулевое положение и останавливают дизель. Затем выключают все кнопки на пульте управления, рубильники вспомогательных машин и аккумуляторной батареи, останавливают и затормаживают поезд и подают сигнал пожарной тревоги.

На тепловозах, оборудованных автоматической газовой установкой пожаротушения, локомотивная бригада уходит в кабину и плотно закрывает за собой двери.

При пожаре в электропоезде локомотивная бригада выключает контроллер, отключает вспомогательные машины, опускает все токоприемники, отключает выключатель управления (на электропоездах постоянного тока) или главный выключатель (на электропоездах переменного тока). Остановив поезд и обеспечив его удержание на месте, при необходимости оповещают по радиосвязи пассажиров и организуют их эвакуацию из вагонов, которым угрожает опасность. Заперев кабину, из которой осуществлялось управление, и убедившись, что токоведущие части контактной сети не касаются кузовов вагонов, ставят кран воздухопровода токоприемника в горящей секции в положение "Ручное (вспомогательный компрессор)" и начинают тушить пожар.

Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и средствами, необходимо затребовать пожарный поезд. До его прибытия локомотивная бригада расцепляет состав и изолирует горящий локомотив или вагон от других вагонов, деревянных строений и других сооружений.

Члены локомотивной бригады должны уметь оказывать первую медицинскую (доврачебную) помощью при несчастных случаях. От того, насколько быстро и квалифицированно она оказана, зависит здоровье и даже жизнь пострадавшего. Поэтому машинист и его помощник должны знать основные признаки нарушения жизненно важных функций организма человека, общие принципы оказания первой

5 Зак 531помощи и ее приемы применительно к характеру полученного пострадавшим поражения, основные способы переноски и эвакуации пострадавших.

Каждый член локомотивной бригады должен уметь оценивать состояние пострадавшего и определять, в какой помощи в первую очередь он нуждается, выполнять искусственное дыхание и закрытый массаж сердца; при ранениях - останавливать кровотечения различными методами, при переломах, ушибах и вывихах - обеспечивать создание покоя (иммобилизацию) поврежденной конечности; принимать необходимые меры при обморожениях, ожогах, отравлениях и т. п.

Умение оказывать первую помощь должно стать частью общей профессиональной подготовки локомотивных бригад.



Комментариев нет:

Отправить комментарий