Для тяги поездов существенно важно не только абсолютное значение силы тяги, но и скорость, при которой она реализована, поскольку в процессе ведения поезда локомотивная бригада регулирует как силу тяги, так и скорость движения и для изменения скорости изменяет силу тяги. Взаимосвязь этих параметров для локомотива любой серии ясна из его тяговой характеристики, представляющей собой зависимость силы тяги от скорости движения, при которой она реализована.
Тяговые характеристики локомотивов получают либо путем проведения паспортных испытаний локомотивов, либо для электроподвижного состава пересчетом электромеханических характеристик тягового двигателя (зависимость частоты вращения, вращающего момента и КПД на валу двигателя от тока) и отнесением их к ободу колеса. Тяговые характеристики эксплуатируемых локомотивов, дизель- и электропоездов даны в ПТР [16]. В качестве примера на рис. 2, 3, 4 приведены некоторые из них. Тяговые характеристики определяют при полном диаметре бандажей, номинальных уровнях напряжения на токоприемнике для электроподвижного состава и мощности дизеля для тепловозов.
Любая тяговая характеристика представляет собой семейство кривых, каждая из которых соответствует определенному режиму работы. Для электроподвижного состава (ЭПС) постоянного тока каждая кривая соответствует определенной группировке тяговых двигателей (С - последовательное соединение, СП - последовательно-параллельное, П - параллельное) и полному или ослабленному возбуждению, для ЭПС переменного тока и тепловозов - определенной позиции контроллера машиниста и также полному или ослабленному возбуждению тяговых двигателей. В связи с тем что в отличие от электровозов на тепловозах переход с полного на ослабленное возбуждение тяговых двигателей и обратный переход осуществляются автоматически, а не по воле машиниста, на тяговой характеристике эксплуатируемых тепловозов показаны точки переходов.
Тяговым характеристикам свойственны ограничения по конструктивной скорости. Кроме того, в зоне больших значений силы тяги и сравнительно небольших скоростей могут иметь место ограничения силы тяги по сцеплению колесных пар с рельсами и току коммутации электрических машин, превышение которого может привести к недопустимому искрению по коллектору и возникновению кругового огня.
У тепловозов имеются дополнительные ограничения тяговых характеристик по дизелю и тяговой передаче.
Комментариев нет:
Отправить комментарий